Home Карта сайта Поинтересоваться




Давление в баллонах со сжиженным нефтяным газом (пропан-бутановая смесь)

Сжиженная пропан-бутановая смесь находится в баллоне газотопливной системы в равновесии с насыщенным паром, поэтому давление в баллоне не зависит от количества сжиженного газа.

Зависимость давления насыщенных
		паров от температуры


Из приведенных графиков, зная два из трех параметров (давление в баллоне, температуру баллона, процентное отношение пропан/бутан), можно примерно определить значение третьего неизвестного параметра.

Давление насыщенных паров пропан-бутановой смеси может влиять на работу газотопливной системы

Из графиков видно, что у чистого пропана давление насышенных паров достигает максимального рабочего давления серийных баллонов для пропан-бутановых смесей (1.6МПа) уже при 60С.

Подавляющее большинство автомобильных баллонов для пропан-бутановых смесей снабжены предохранительными клапанами, срабатывающими при давлении в баллоне 1.6МПа.

Надежность баллонов, не имеющих предохранительных клапанов, достигается тем, что они реально начинают разрушаться при давлении примерно 8МПа, примерно в 4 раза превышающем рабочее давление этих баллонов.

Реальная угроза разрушения баллона или баллонной арматуры, не оснащенных предохранительным клапаном, проистекает не от повышенного давления насыщенных паров, а от теплового расширения сжиженного газа в случае предельного заполнения им баллона (отсутствия "паровой подушки").

Повышение давления в баллоне может оказаться причиной неотпирания магистрального газового электромагнитного клапана и, как следствие, отказа газотопливной системы. Чаще всего такие отказы происходят при использовании в жаркую погоду пропан-бутановой смеси "зимнего" состава (с высоким содержанием пропана), оставшейся в баллоне еще с зимы, и прекращаются после дозаправки "летним газом".

Давление в баллоне устанавливается через некоторое время после его заправки. Сразу после заправки давление всегда повышенное, поскольку сжиженный газ закачивается в баллон под давлением, превышающим давление в баллоне. Затем давление в баллоне, как правило, понижается - по мере того, как в баллоне приходят в равновесие процессы испарения и конденсации. В жару выходное давление заправочной колонки может достигать 1.6МПа и даже больше. Повышенное давление в баллоне сразу после заправки может быть причиной неотпирания магистрального газового клапана.

Из графиков видно, что у смесей с низким содержанием пропана давление насыщенных паров оказывается практически нулевым при достаточно высоких отрицательных температурах.

У большинства эжекторных газотопливных систем минимальное рабочее входное давление редукторов составляет 50-100кПа. Поэтому использование смесей с низким содержанием пропана в холодную погоду может приводить к переобеднению газотопливной смеси при больших расходах ("дергание" автомобиля) и даже к невозможности движения.

У большинства инжекторных газотопливных систем минимальное входное рабочее давление выше, чем у эжекторных и равно примерно 0.25МПа.

При невозможности повысить содержание пропана в смеси, давление в баллоне можно повысить, например, нагнетанием в него метана после заправки пропан-бутановой смесью (т.н. "поддавливание метаном" - наиболее распространенное решение) или подогревом баллона.